-
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об оборудовании в рамках программы "Доступная среда"
В МОАУ СОШ №88 имеется пункт создания инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями (нарушение зрения и ОДА) согласно государственной программе "Доступная среда". (Постановление правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. №297)
Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
реализацию адаптированных образовательных программ
вариативный набор программ дополнительного образования
организацию доступной среды
предоставление специальных учебников
организацию услуг специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов, ассистентов)
оказание коррекционной помощи
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» реализуются мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качествеосновной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей:·обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
·сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
·создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
·расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
·вход в образовательное учреждение оборудован пандусом;
·расширены дверные проемы в кабинетах и санитарно-гигиенических комнатах;
·оборудована сенсорная комната для отдыха и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
·на первом этаже школы оборудованы туалеты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информация по МОАУ СОШ 88 (скачать) (посмотреть) (текст документа)Специально оборудованные учебные кабинеты
В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете. однако для входа в учебное заведение имеется оборудованный пандус с поручнямиСведения об оборудовании в рамках программы "Доступная среда" (скачать) (посмотреть) (текст документа)Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе для проведения практических занятий функционируют кабинеты, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям. Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями ФГОС. Кабинеты укомплектованы мебелью: регулируемые столы со стульями ученические, шкафы для хранения наглядных пособий, доска классная. В каждом кабинете имеется интерактивное оборудование (проекторы, интерактивные доски, панели), МФУ, документ-камеры, колонки, развивающие игры. Используются наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, таблицы правописания, методические пособия; видеоматериалы.
Организован свободный доступ к местам занятий. Имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.)
Перечень объектов для проведения практических занятий:
- Мастерские (технология)
- Компьютерный класс
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
паспорт библиотеки (скачать)Библиотека расположена на первом этаже. Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище, хранилище для учебников, медиатека. Учебная литература приобретается в издательствах в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных организациях. Обеспеченность учебной литературой – 100%..
Доступ к библиотеке для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не ограничен.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Об объектах спорта (скачать) (посмотреть) (текст документа)В школе имеются баскетбольная, волейбольная площадки, 2 футбольных поля. В здании имеются 2 спортивных зала с раздевалками, актовый зал. Спортивная база школы укомплектована в соответствии с потребностями образовательной деятельности.
Доступ к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школеимеютсясредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:— печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, раздаточный материал);— электронные образовательные ресурсы;— аудиовизуальные средства (видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы);— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, магнитные доски);— демонстрационные (гербарии, муляжи, стенды, коллекции);— учебные приборы (микроскопы);— спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ может быть предоставлено сопровождающее лицо.Для обучающихся с нарушениями зрения информация об учреждении, названии школы, о схемах передвижения по зданиям дублируется на тактильных мнемосхемах при помощи рельефно-точечного шрифта Брайля.
имеется:
- пандус для свободного доступа и входа в здание учреждения;
Входная группа дверей в здание школы, а также глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед входной дверью и в тамбуре соответствуют требованиям, предъявляемым к размерам и расстояниям, для свободного пользования инвалидами-колясочниками.
Специальные условия питания
Столоваяприспособленадля использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеются расширенные дверные проёмы. Столовая МОАУ «СОШ № 88 г. Орска» находится в специально оборудованном помещении. Перед входом в помещение столовой установлены умывальные раковины (2шт.) с холодным и горячим водоснабжением, полотенца, мыло
При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:
Предусмотрены производственные помещения приготовления пищи (горячий, овощной, доготовочный, пекарский, моющий цеха), полностью оснащённые необходимым оборудованием, инвентарём;
Предусмотрен обеденный зал для приёма пищи на 200 посадочных мест;
Разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).
Столовая расположена на 1 этаже.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
Организовано горячее питание: завтрак, обед, утвержденные в установленном порядке в соответствии с требованиями
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» школа создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.В соответствии с требованиями санитарных норм и правилимеется оборудованный медицинский кабинет, состоящий из кабинетов для приёма детей и процедурно-прививочным, где оказывается первичная медико-санитарная помощь в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; обучающиеся периодически проходят медицинский осмотр, диспансеризацию (заключен договор с Детской поликлиникой № 1 г.Орска). Школаорганизует и создаёт условиядля профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом; ведет пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни; проводит профилактику несчастных случаев с учащимися и обеспечивает безопасность учащихся во время пребывания в школе.ЗданиеМОАУ «СОШ № 88 г.Орска»оборудованопротивопожарной сигнализацией с автоматической системой оповещения, располагает необходимыми первичными средствами пожаротушения, огнетушителями,«тревожной кнопкой».
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
Организация питания учащихся;
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
Прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
vПрофилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ
vОбеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
vпрофилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
vПроведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
vЗдание оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), кнопкой тревожной сигнализации.
vОрганизовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинскоепомещениедля оказания медицинской помощи учащимся школы в период обучения. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется согласно заключенного договора с ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ».
создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
Организация питания учащихся;
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
Прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
vПрофилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ
vОбеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
vпрофилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
vПроведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
vЗдание оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), кнопкой тревожной сигнализации.
vОрганизовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинскоепомещениедля оказания медицинской помощи учащимся школы в период обучения. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется согласно заключенного договора
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОАУ «СОШ № 88 г.Орска» и с другими сайтами образовательной направленности,на которых существует версия для слабовидящих.В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся закрыт.В образовательном учреждении доступно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Реализуются элементы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посредством дистанционных систем обучения «Цифровое образование Оренбуржья».Имеютсяэлектронные методические материалы, учебники и курсы на электронных носителях, видео-коллекции, аудиокниги.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихсятолько к темобразовательнымресурсамсети Интернет, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается фильтрацией на физическом уровне по«белым спискам».
Электронные-образовательные-ресурсы-для-детей-ОВЗ (скачать)Специальные условия для обученияВ соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена:
- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода динамического наблюдения;
- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МОАУ "СОШ № 88 г.Орска" специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Оборудование по программе Доступная среда (скачать)